Логопедия – наука, изучающая проявление и способы устранения речевых дефектов, сочетающая направления двух наук – медицины и педагогики. Дефекты речи – актуальная проблема, поскольку мешают общению. В детстве большая часть дефектов речи быстрее лечится. А также из-за нетактичного поведения детей относительно имеющихся отличительных особенностей сверстников, на фоне чего появляются психологические травмы и комплексы.
Содержание статьи:
- Место работы и условия труда логопеда
- Обязанности специалиста
- Чем занимается логопед
- Виды заболеваний
- Причины появления дефектов
- Необходимость обращения к логопеду
- Как проходит прием
Место работы и условия труда логопеда
Специалисты с высшим медицинским образованием, а также с курсами психотерапии назначают лечение, применяют методы для пациентов с нарушением речи. Благодаря такому образованию логопеды занимаются врачебной деятельностью в клиниках, больницах, специализированных коррекционных центрах. На сегодняшний день многие логопеды работают даже в образовательных учреждениях, например, в детских садах организуются специальные логопедические группы. Такие специалисты, являясь педагогами и руководствуясь информацией из медицинской карты пациента, выявляют на практике и самые <серьезные дефекты речи в связи с расстройствами организма.
Для получения этой специальности нужно пройти обучение хорошего качества, которое предлагают разные высшие учебные заведения (ВУЗы), например, Российский государственный педагогический университет, институт социальной педагогики и психологии, чтобы работать в области психики, интеллекта, поведения и социализации. В этой профессии нужно постоянно повышать уровень профессиональной квалификации, знать, в первую очередь, основы формирования речи, современные методы исправления отклонений устной и письменной речи. сейчас В любом педагогическом ВУЗе существует переподготовка, чтобы получить квалификацию учителя.
Обязанности специалиста
Логопед выполняет одновременно функции педагога и врача. Различные методики помогают найти подход для каждого пациента с речевыми дефектами. В некоторых случаях нужна совместная работа, индивидуальные развивающие занятия с психологом. На самом деле специалист обязан найти общий язык и уметь организовать учеников разных возрастов. Поэтому детский логопед постоянно придумывает новые способы, чтобы регулярно проводить интересные занятия с детьми для освоения таких навыков, как:
- корректное составление слов и предложений;
- растяжение подъязычной связки для верного произношения «р» и «л»;
- при наличии дизартрии врач делает массаж- метод воздействия на нервы, кровеносные сосуды, мышцы и ткани речевого аппарата, чтобы нормализовать произношение и эмоциональное состояние ребенка.
Чем занимается логопед
Доктор обследует полость рта, состоящую из челюсти, зубов, десен, твердого и мягкого нёба, а также деятельность голосовых связок, языка.
Врач-логопед не только устанавливает правильное произношение звуков, но и диагностирует нарушения в процессе обследований и с помощью анамнеза для выявления причин и назначения программ, чтобы устранить дефекты речи.
Основные задачи:
- правильное произношение;
- расширение словарного запас;
- обучение грамотной речи без неточности;
- изучить механизмы, в том числе после инсульта.
Одной их задач логопедов в заведениях дошкольного образования является подготовка детей к школе.
Виды заболеваний
Логопед занимается такими патологиями, как:
- дисфония и афония – нарушение звучания;
- дислалия - нарушение произношения;
- брадилалия\тахилалия - замедленная\ускоренная речь;
- дислексия и легастения - нарушение чтения;
- речевые дефекты и ринофония голоса из-за снижения слуха;
- баттаризм, готтентотизм - невнятность речи;
- ринолалия - речевые проблемы из-за особого строения губ и нёба;
- дисграфия и аграфия - расстройства письма.
Для лечения заболеваний привлекаются хирурги, стоматологи, неврологи, отоларингологи, логопеды-афазиологи- главная цель которых исправить заикание.
Причины появления дефектов
Чтобы преодолеть нарушения работы речевого аппарата необходимо определить характер, этиологию. Благодаря теоретическим знаниям врачи не допускают появления проблем у людей из группы риска. Распространённые проявления объединили:
- врождённые виды появляются из-за внутриутробных патологий развития плода, генетических мутаций, наследственной предрасположенности, острой или хронической гипоксии плода, родовых травм;
- органические - связаны с черепно-мозговыми, острыми инфекциями в головном мозге;
- к психологическим проблемам относятся испуг или последствия насилия, отсутствие рядом людей, неблагоприятная семейная ситуация.
Необходимость обращения к логопеду
С момента рождения ребенка родители не должны завышать свои требования. В течение первых месяцев жизни малыш должен издавать звуки, к году-полутора выговаривать хотя бы несколько слов. часто, когда трехлетний ребёнок четко не говорит, вместо фраз использует обрывки слов или жесты, родители не догадываются, что это недоразвитие. Причиной посещения логопеда служит - отсутствие отдельных звуков у ребенка, особенно, когда малыш начинает говорить. С детьми до трёх лет приходят на прием с тяжелыми нарушениями физического развития, а также при наличии укороченной уздечки языка, наследственного фактора, проблем слуха, зрения. Из-за невозможности составлять слоги из букв, нарушения и проглатывания звуков, путания предлогов, союзов, падежей, отсутствия реакции на поправки, невозможности внятного и последовательного описания картинки, неправильного составления фраз в возрасте от трёх до семи лет следует записаться на прием к логопеду. Обратиться к логопеду следует, когда ребенок не понимает речь других людей.
Врач помогает устранить:
- Недоразвитую речь
- Потерю речевых навыков
- Неправильное произношение слов
- Невозможность корректно построить предложение
- Проблемы с чтением и письмом
- Невозможность составить связный рассказ или пересказ текста (для более взрослых детей)
- Проблемы с речью из-за заболеваний органов слуха, зрения
Доктор научит вырабатывать нужный ритм и произносить звуки, к примеру, типа «ш», «с». Это позволяет вести нормальную жизнь. Во взрослом возрасте работа с речевыми дефектами усложняется, некоторые не удастся устранить из-за нарушения памяти, но улучшение возможно. Обращаться к логопеду следует для улучшения ораторских навыков и совершенствования дикции; после операции в области горла, чтобы врач научил пациентов извлекать звуки; если после инсульта наступил паралич мышц гортани, то с помощью специальных упражнений достигаются улучшения.
Как проходит прием
Во время опроса на первичном приёме врач по звукам оценивает уровень связной речевой деятельности. В ходе комплексной диагностики проводятся специальные тесты, например, использование элементов ТРИЗ, проверяет уровень мышления и логические способности путем записывания названий предметов по картинкам. Врач назначает консультацию у таких специалистов, как: отоларинголог, невролог, невропатолог, психиатр. Проведение дополнительной терапии в большинстве случаев позволяет получить решение конкретных проблем, а занятия родителей с ребенком в домашних условиях - эффективнее исправить ошибки речи и закрепить результаты коррекции. Для детей логопед разрабатывает систему лечения в форме игры, для быстрого запоминания информации и развития необходимых навыков, потому что результат зависит от увлеченности и упорства пациента, многократных тренировок и повторений. Комплексы упражнений начинаются от легких к более сложным. Такой формат подходит для внимания ребенка.
Важно начать лечение речевой деятельности как можно раньше поскольку это сказывается на усвоении школьного материала, нарушении связности речи. Иногда требуется медикаментозная терапия.
Таким образом, умение правильно говорить дает возможность людям полноценно общаться, нормально жить, учиться, работать, а опытный профессионал дефектолог сможет решить вопросы.