Ринолалия — это патологическое состояние, при котором нарушается произношение звуков, вызванное аномальным строением или функцией носовых путей или носоглотки. Это состояние часто наблюдается у детей и может быть связано с различными внутренними и внешними факторами.
Ринолалия представляет собой расстройство, связанное с искажением звучания голоса и сложностями в формировании звуков, которое вызывается аномалиями в структуре речевого аппарата, в частности, из-за деформации носовой перегородки. Это заболевание характеризуется затруднениями в произношении, изменениями в звучании гласных и согласных, проблемами в написании текстов, а также ограничениями в развитии лексики и грамматики. Для диагностики ринолалии используются консультации с отоларингологом и направления к максиллофациальному хирургу и логопеду для оценки структурных нарушений артикуляционного аппарата и их влияния на речь. Лечение может включать комбинации хирургических, физиотерапевтических, ортодонтических, психотерапевтических и логопедических методик.
Содержание статьи:
- Общие сведения
- Классификация ринолалии
- Патогенез
- Причины
- Симптомы
- Диагностика и лечение
- Коррекция
- Профилактика
- Прогноз и предупреждения
Общие сведения
Ринолалия является нарушением, при котором происходит искажение звуков и изменение тембра голоса из-за дисфункции сочленения между небом и горлом. Это расстройство встречается у примерно одного из 760 человек. В литературе это состояние иногда описывается как вид механической дислалии, хотя современная логопедия чаще рассматривает ринолалию как отдельное нарушение. В научных исследованиях для обозначения ринолалии могут использоваться термины "гнусавость" или "ринофония", которые акцентируют внимание на особенностях голоса, однако не полностью отражают все аспекты нарушения, включая артикуляционные и акустические изменения. Это усложняет задачу и требует междисциплинарного подхода от специалистов в областях хирургии, ортодонтии, отоларингологии, логопедии и психологии.
Классификация ринолалии
Ринолалию классифицируют на несколько видов в зависимости от причин её возникновения:
- органическая ринолалия проявляется вследствие физиологических или анатомических изменений, таких как укорочение мягкого неба или деформация носовых перегородок;
- функциональная ринолалия возникает без видимых анатомических изменений, но с нарушением функции речевого аппарата;
- компенсаторная ринолалия развивается как попытка компенсировать другие речевые нарушения, например, при парезе гортани.
Патогенез
Механизм возникновения ринолалии связан с функционированием клапана, состоящего из мышц мягкого нёба и стенок глотки, отвечающих за процессы глотания и формирования речи. Во время глотания нёбо поднимается и тесно прилегает к задней стенке глотки, блокируя носоглотку и направляя пищевой комок в пищевод. Этот же механизм активируется и в процессе речи, когда нужно разделить потоки воздуха между носоглоткой и ротовой полостью.
Причины
Нарушения, связанные с воздействием вредных условий во время беременности, такие как инфекции или приём некоторых лекарственных средств. Постоянное воздействие на слух и речь, например, в условиях высокого шума или при использовании узких носовых проходов.
Ринолалия представляет собой нарушение звукопроизношения и тембра голоса из-за аномалий в нёбно-глоточном смыкании. Это состояние может возникать как из-за функциональных, так и из-за органических причин. Среди наиболее частых органических причин закрытой формы отмечаются заболевания, препятствующие нормальному носовому дыханию, такие как хроническая гипертрофия задних нижних раковин носа, аденоидные разрастания и полипы в носовой полости. Проблемы часто связаны с нормальной проходимостью носа, особенно у детей.
Открытая ринолалия может иметь как врожденные, так и приобретенные органические причины. Врожденные причины ринолалии включают аномалии, такие как расщелина мягкого или твердого неба, что является следствием негативного влияния на плод во время беременности, например, из-за приема лекарств, инфекционных заболеваний матери, стрессов, употребления алкоголя или курения. Приобретенные органические причины могут включать паралич мягкого неба или формирование отверстий между ротовой и носовой полостями.
Функциональная открытая ринолалия может развиваться у детей с недостаточно активной артикуляцией и иногда имеет имитативный характер, особенно у детей, страдающих истерией. Таким образом, сложность и разнообразие этиологических факторов ринолалии подчеркивают необходимость комплексного подхода в диагностике и лечении этого расстройства.
Симптомы
При наличии врожденной открытой органической ринолалии, которая затрагивает лицевую часть ребенка, возникают проблемы с питанием и дыханием уже с младенчества. В процессе кормления из-за аномалий молоко часто просачивается через нос, мешая нормальному усвоению пищи и приводя к недостатку веса и питательных элементов. Поступающий воздух не успевает достаточно прогреться, что сказывается на функции дыхательной системы. Такие дети подвержены гипотрофии, отитам, евстахиитам, бронхитам, пневмониям и проблемам с прикусом.
Интеллектуальное развитие детей, страдающих от открытой ринолалии, может варьироваться от стандартного до различных уровней задержки в психическом развитии, при этом могут возникать и неврологические симптомы, включая нистагм, птоз и повышенную рефлексивную активность.
Долингвистический этап ринолалии у таких детей проходит атипично, привлекая внимание отсутствием разнообразия в бормотании. Задержка речевого развития является характерной, с первыми словами, появляющимися не ранее двух лет, и речью, которая остается размытой и трудно уловимой для окружающих.
Речь детей с открытой органической ринолалией нарушена: звуки произносятся с явным назальным оттенком, мало различимы между собой, а голос звучит глухо. Стремление к четкости произношения ведет к напряжению мимических мышц, что вызывает гримасы и усугубляет восприятие речи.
Искажения в звучании и неправильная артикуляция вызывают проблемы с фонематическим восприятием и аудиальной дифференциацией, что приводит к нарушениям письменной речи, таким как дисграфия и дислексия. Ограниченные возможности речевого общения способствуют недостаточному развитию словарного запаса и грамматических структур.
Осознание собственного дефекта может привести к развитию у детей вторичных психических проблем: замкнутости, раздражительности и застенчивости.
У детей с открытой функциональной ринолалией основные трудности касаются гласных, в то время как согласные сохраняются благодаря адекватному смыканию нёбно-глоточного клапана.
Закрытая органическая ринолалия отличается тем, что воздушная струя свободно проходит в носовую полость, сдвигая артикуляцию назад, что придает большинству согласных звуков оттенок заднеязычности, напоминая звук 'х'. Легкая форма этой аномалии может быть связана с индивидуальными особенностями человека. Смешанная ринолалия встречается при комбинации этих типов аномалий.
Диагностика
Для диагностики ринолалии врачи проводят клинический осмотр, который может включать ряд диагностических процедур, таких как анализы и визуальный осмотр носоглотки. Важную роль играет также сбор анамнеза, включая медицинские и персональные данные пациента.
Лечение ринолалии зависит от её типа и причины. Это может быть как медикаментозное лечение для устранения патологических препятствий в носоглотке, так и специализированные коррекционные занятия с логопедом. В некоторых случаях могут потребоваться хирургические вмешательства, например, пластическая операция для исправления анатомических дефектов.
Разнообразие форм ринолалии требует комплексного подхода в диагностике, включая участие множества специалистов: педиатра, логопеда, оториноларинголога (ЛОРа), челюстно-лицевого хирурга, стоматолога, невролога, фониатра, а иногда и генетика, психолога, онколога, рентгенолога. При визите к оториноларингологу пациентам выполняются различные инструментальные обследования:
- фарингоскопия: осмотр глотки, нёбных миндалин и задней стенки глотки с помощью шпателя и источника света или с использованием лобного рефлектора и зеркал;
- риноскопия: осмотр передних и задних отделов носовой полости с помощью специальных зеркал;
- видеоназофарингоэндоскопия: визуализация носовой полости, носоглотки и хоан для оценки моторики мягкого нёба при артикуляции;
- компьютерная томография и рентгенография шеи в боковой проекции для детального исследования анатомических структур;
- назометрия применяется для объективной оценки речи, определяя изменения давления воздуха в носовых путях при произношении звуков. Флуороскопия, хотя и реже используется у детей из-за облучения, может демонстрировать движение мягкого нёба.
Коррекция
Лечебный подход зависит от типа заболевания:
- для органических форм акцент делается на устранении первоисточника проблемы;
- в случае функционального типа важную роль играет квалифицированная психотерапия и применение физиотерапевтических процедур.
Эффективность терапии значительно увеличивается благодаря качественной работе логопеда с ребенком. Важно, чтобы дефектолог смог наладить доверительные отношения с малышом, что облегчит процесс обучения и выполнение необходимых упражнений. Главная цель родителей заниматься на дому для закрепления достигнутых результатов в ходе сеансов. Логопедическая коррекция включает в себя:
- голосовые и дыхательные упражнения;
- логопедический массаж;
- гимнастика мягкого неба
- упражнения для мелкой моторики;
- настройка правильного речевого дыхания;
- автоматизация произношения гласных и согласных;
- развитие лексико-грамматического строения речи;
- тренировка навыков общения в различных жизненных контекстах;
- формирование способности к фразовой речи.
При наличии сопутствующих заболеваний разрабатывается комплексная лечебная программа, которая может включать медикаментозное лечение и физиотерапию.
Результаты коррекции зависят от множества факторов, таких как степень начальных нарушений, физическое и психологическое развитие ребенка, влияние окружающей среды, возраст и другие. Успех терапии опирается на регулярные занятия с специалистами и активное вовлечение родителей в процесс.
Хирургическое лечение включает в себя следующие процедуры:
- удаление аденоидов и опухолей глотки;
- коррекция нёбно-глоточной недостаточности и устранение сращений мягкого нёба с задней стенкой глотки.
Операции по исправлению дефектов проводятся в первый год жизни ребёнка, после того как начинают прорезаться молочные зубы. На этом этапе, когда у ребёнка ещё нет зубов, его ротовая полость оптимально приспособлена для эффективного грудного вскармливания, обеспечивается за счёт наличия десневой мембраны и выраженных складок эпителия твёрдого нёба, что способствует удержанию соска во время кормления.
Кроме того, благодаря анатомическому соединению гортани и носа, новорождённые могут одновременно сосать и дышать, что способствует развитию не только сосательного рефлекса, но и мышц языка, дна рта, челюстей, а также жевательных и мимических мышц.
Одной из операций, исправляющих расщелину верхней губы, является хейлопластика.
В рамках хирургической коррекции нёбных расщелин применяются такие методы, как двухлоскутная уранопластика с использованием V-Y лоскутов и уранопластика по Furlow. Отличие данных методов заключается в технике формирования лоскутов, которые после сшиваются таким образом, что обеспечивается удлинение мягкого нёба. При двухлоскутной пластике создается прямой шов, а при пластике по Furlow — шов Z-образной формы.
Операции при нёбно-глоточной недостаточности включают фиксацию к мягкому нёбу глоточного слизисто-мышечного лоскута, уранопластику по Furlow, и фарингопластику. При сращениях мягкого нёба с задней стенкой глотки процедура включает разделение и фиксацию тканей для предотвращения повторного сращения.
До и после хирургического вмешательства, а также в период использования обтуратора для тренировки мышц нёбно-глоточного клапана, проводятся логопедические упражнения. Основная цель этих упражнений — активизация мягкого нёба для обеспечения корректного разделения носовой и ротовой полостей.
Профилактика
Функциональная ринолалия обычно лечится успешно с помощью логопедических упражнений, которые способствуют полному устранению всех дефектов. В случае органической ринолалии, восстановление речевых функций в значительной степени определяется результатами хирургического вмешательства, своевременностью начала и интенсивностью логопедической реабилитации после операции.
Для уменьшения вероятности развития патологий речевых органов у детей, родителям следует придерживаться следующих рекомендаций:
- избегать употребление алкоголя, наркотических веществ и табачных изделий во время подготовки к зачатию и беременности;
- соблюдать правила безопасности на протяжении всей беременности;
- обеспечить своевременное лечение и профилактику инфекционных болезней;
- проводить коррекцию зубно-челюстных аномалий у ребенка;
- стимулировать всестороннее физическое развитие ребенка;
- взаимодействовать с ребенком, используя четкое и корректное произношение, избегать имитации взрослых с дефектами речи;
- предупреждать травмы челюстей, губ, носоглотки, лица и головы;
- своевременно и эффективно лечить заболевания дыхательной системы.
Кроме того, необходимо регулярно проводить профилактические осмотры у детских стоматологов, неврологов и логопедов для раннего выявления и коррекции возможных нарушений речи, что может существенно улучшить результаты лечения и предотвратить дальнейшие проблемы с речью.
Прогноз и предупреждение
Прогноз для пациентов с ринолалией благоприятный при своевременном обнаружении и комплексном подходе к лечению. Важно обратить внимание на ранние признаки речевых нарушений у детей и не откладывать визит к специалисту. Профилактика ринолалии включает в себя защиту здоровья будущей мамы, отказ от вредных привычек и контроль медицинских состояний во время беременности.
Для более подробной информации о ринолалии и возможностях её лечения рекомендуем обратиться в специализированные медицинские центры, где вы сможете получить консультацию от врачей и записаться на диагностику.